26948869_XXL

Благодарен своим учителям

Праздник. Известный воскресенский блогер Виктор Гладков с теплом вспоминает свои школьные годы и любимую наставницу


День учителя — прекрасный повод вспомнить и поблагодарить тех, кто вложил в нас свою душу, передал свои знания, поделился жизненным опытом и взглядом на окружающий мир, чьи уроки мы порой помним долгие годы.

Многим и многим своим учителям я безмерно благодарен. Но сегодня расскажу об одном. Евгения Федоровна Наумова — учитель русского языка и литературы, мой классный руководитель в пятом и шестом классе, когда я учился в воскресенской школе №3. Мой первый литературный успех связан с ней. Собственно, она и обозначила этот литературный успех.

Домашнее задание, определившее дальнейшую судьбу
Заданием на дом было сочинение на свободную тему «Мой любимый уголок природы».
Кроме того, давая задание, Евгения Федоровна рассказала о необходимости деления текста на абзацы, пояснила, что абзацы должны быть связаны между собой, изложение одной мысли, одной темы не должно прерываться абзацем.
Мне в те годы казалось нелогичным сочетание в задании «свободная тема» и одновременное обозначение этой темы. Тем не менее, как дисциплинированный ученик и, что обязывало, сын педагога, я занес ручку над чистым тетрадным листом для выполнения домашней работы.

Когда уголок не уголок
В нашем понимании тема «Мой любимый уголок природы» требовала описания какого-то именно уголка. Мы знали из геометрии, что угол состоял из двух отрезков, расходящихся из одной точки.
А со времен детсада угол для нас был еще проще — где две стены сходились, и краска в этом углу была отколуплена ногтями многих поколений поставленных в этот угол детсадовцев.
Забегая вперед, скажу, что многие ученики в своих сочинениях об уголке природы честно пытались описать именно «уголок». Таковым чаще всего оказывалось впадение ручья в речку, либо ствол дерева с отходящим от него толстым суком.

Поиск любимого места
Я же тогда интуитивно почувствовал, что нужно мыслить шире, и в теме сочинения выделил главное — «любимый»… «природы».
Написал о березе, растущей примерно на полпути от нашего дома до маминой работы. Она работала в санаторно-лесной школе Мосгороно №13, которая размещалась в усадьбе Спасское.
Мы с мамой частенько ходили к ней на работу пешком. И эта береза росла у поворота к усадьбе «Дубки». Тогда и профилактория «Дубки» еще не было, и усадьба «Дубки» еще не сгорела.
Мы шли от города между деревьев по тропинке вдоль шоссе, я уже начинал уставать, и мама подбадривала меня; «Сейчас будет наша березка…» Я забывал об усталости, прибавлял шагу. Подходили. Я щупал почки, или гладил молодую листву, или расшелушивал сережки — смотря по сезону… Потом мы прощались с березкой и шли дальше. Но еще долго оглядывались на нее.
Это я сейчас вам рассказываю, а что тогда написал — не помню, конечно.

А где абзацы?
Сначала написал сочинение всплошную на всю страницу, а потом вспомнил про абзацы. Пришлось переписывать.
Всего получилось четыре абзаца. И между третьим и четвертым никак не выходило сохранить логическую связь. Так и оставил в итоге без этой связи. Но интуитивно чувствовал, что в целом получилось неплохо.

Похвала — лучшая награда
И вот, наконец, подведение итогов. Евгения Федоровна разбирает одно сочинение, — зачитывает фразы и абзацы, указывает на характерные ошибки… Потом — другое сочинение, третье… О моем — ни слова пока.
Да простят меня Евгения Федоровна, одноклассники, читатели и великие драматурги, но я понял, что мое сочинение — особенное — и она оставила его напоследок. Ну, поскольку худшим оно никак не могло быть! Действительно, она прочла его последним. Сначала выделила недочеты, стилистические ошибки, вызвав оживление среди моих завистников, а потом сказала, что оно — лучшее, и объяснила детально — почему.

Это был успех!
Прошли еще годы и десятилетия, пока соединились желание, возможность и потребность в литературном творчестве. Но первым моим успехом было то самое сочинение, на которое подвигла и которое заметила Евгения Федоровна Наумова…

Комментарии закрыты.