WhatsApp Image 2020-12-07 at 17.39.39

Дома новы, но предрассудки стары…

В комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий был не понят обществом своего времени: ведь он тип «нового» человека. А не бывает ли так в нашей жизни? Или только ли герои классики могут опережать своими идеями общепринятые устои? О своем непростом пути к званию «Учитель года-2021 Воскресенска» рассказала Наталья Валерьевна Павлова, учитель математики лицея №22.


— Наталья Валерьевна, недавно были подведены итоги конкурса «Педагог года — 2021». В номинации «Учитель года» победительницей стали именно Вы. С чего всё начиналось?

— Участвовать в конкурсе мне предложили директор лицея Андрей Анатольевич Копцов и заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Николаевна Буфетова. Они были уверены, что я смогу достойно выступить. Их слова окрылили и вселили в меня энергию победы. Мою кандидатуру поддержали и другие учителя, которые верили, что я справлюсь, что у меня все получится. Их доверие досталось мне авансом, и я сделала все, чтобы его оправдать. Очень благодарна коллегам по лицею за большую  помощь и поддержку во время конкурса: с такой командой можно свернуть горы!

— И у Вас это получилось — Вы стали победителем! Как проходил конкурс?

— Из-за коронавируса большую часть этапов перевели в дистанционный формат, но это несильно усложнило задачу.

Первый тур состоял из двух этапов — внеклассное занятие и урок. Каждый из них необходимо было провести в своей школе и записать на видео, чтобы судьи, которые в прошлые года присутствовали на этих занятиях, смогли оценить качество, подготовленность, уровень подачи материала. На этих уроках не было никого, кроме детей и видеооператора.

Во втором туре были такие испытания, как мастер-класс и педагогический совет. Нужно было провести занятие, но в этот раз для учителей нашей школы, и отправить 20-минутное видео судьям.

А вот последний этап проводился очно: я выступала на педагогическом совете по актуальным вопросам системы образования, а также  рассуждала, что бы сделала в той или иной ситуации, которая могла бы произойти в классе во время урока.

— Вы довольно спокойно излагаете: Вам уже доводилось принимать участие в подобного рода конкурсах?

— Да, один раз, когда еще работала в лицее №6.  Это было в 2005 году,  я была молодым не слишком опытным педагогом. У меня был исследовательский открытый урок, и я, так же, как и в этот раз, была нацелена на то, чтобы дети сами приходили к каким-то выводам, а я лишь направляла их. В комиссии сказали, что учителя было «мало» на уроке, что надо было больше самой рассказывать, метод «перевернутый класс» еще был не совсем в обиходе. Я смогла дойти до финала, но победить мне не удалось.

— Вы сказали, Ваши методы преподавания раньше не признавали — почему?

— Мне никогда не нравились уроки в классическом их представлении — дети сидят за партами, а учитель стоит у доски и рассказывает тему. Мне кажется, важно заинтересовать ученика, к каждому найти индивидуальный подход. Но это совсем не укладывалось в классическое представление об учителе.

Я не так, как все, вела уроки, конечно, на это обращали внимание. Возможно, я не всегда верно выстраивала уроки, но я все делала сама, методом проб и ошибок. До сих пор помню свой первый год работы — у меня было два пятых класса. В одном из них было достаточно много ребят, которые любили и понимали математику. Я тогда загорелась работой, подбирала олимпиадные задачки… В основном, была нацелена на способных детей, отдавала им все свои силы, но думала, что интересно будет всем. Конечно, это было не так, остальным, в силу разных причин, не очень нравился мой подход — кто-то не понимал, кому-то было просто скучно. В итоге родители попросили в шестом классе поменять учителя по математике. Дети, которым было интересно со мной, очень расстроились. Бегали ко мне на переменах, просили дополнительные интересные задачки дать. После этого случая сильные классы мне не доверяли. Порой разочарование в профессии было таким сильным, что я подумывала уйти из школы. Но любовь к своему делу давала мне силы. Этот опыт оказался для меня если и горьким, но очень ценным.

Из таких испытаний состоял мой учительский путь. Школа, как и родители, была больше настроена на классический подход к ученикам, поэтому меня, с моим «необычным» методом подачи материала, не понимали. А ведь дети сами могут (и должны — с нашей помощью!) открыть для себя что-то новое, добыть знания, а значит, лучше понять и запомнить их. Я долго оставалась непонятой. Это подрезает крылья.

Но в нашем лицее царит дух творчества и новаторских идей. Я поняла, что оказалась там, где должна быть давно: открылась богатому опыту коллег и новым технологиям, взяла на себя кураторство на кафедре учителей математики и информатики. Но больше всего я радуюсь, что мои любимые методы наконец-то приняли! И сейчас как раз и говорят о том, что ученик поймет и запомнит, когда они пройдут через его личный опыт. Тогда он разберется в теме. А это как раз то, в чем я была убеждена давным-давно!

— Расскажите, а как Вы решили стать учителем?

— Если я скажу, что мечтала об этом с детства, то это будет не совсем правда. Но у меня перед глазами всегда был пример моей мамы — учителя математики, долгое время директора школы в Рузе. Она отличник народного просвещения и заслуженный работник образования Московской области. Мама до сих пор учит детей и остается самым востребованным и уважаемым учителем. В этом году стаж ее работы составит 57 лет! Всем своим морально-нравственным качествам я обязана именно ей.

К тому же, я всегда любила математику. Мне очень нравилось ею заниматься, решать задачи. А мама объяснила мне, что если ты не любишь свое дело, то ничего не получится. Я всегда помнила об этом и со временем мне уже не просто понравился предмет — я полюбила учить. Я окончила Коломенский педагогический институт и сразу же пошла работать в лицей №6. Так и начался мой учительский путь!

— На конкурсе Вы представляли свои занятия по методике «перевернутого класса». Что это за метод?

— «Перевернутый класс» я практиковала практически с самого начала своей, скажем так, «карьеры» учителя, просто не знала, как это называется. Это модель обучения. Ученику дается мотивирующее задание, где ему не хватает знания, чтобы его выполнить. Причем задание обязательно должно его заинтересовать, быть достаточно жизненным. Например, какую пиццу будет выгоднее купить — диаметром 30 сантиметров и ценой 30 единиц, или же 40 сантиметров в диаметре, но при этом за 40 единиц? (в задачах по математике используется условная единица денежной валюты – прим.автора).

Ребенок откроет интернет и попытается найти эту задачу — а ее там нет. И,  возможно, посмотрит похожие задачи — это вовсе не плохо — возможно, начнет находить площадь круга, какие-то формулы, будет думать над тем, что же такое число Пи… Запустится цепная реакция, ученик захочет разобраться, в чем тут проблема. Также я даю гиперссылку на урок, где рассказывается, как найти площадь круга, длину окружности и все, что необходимо для решения задачи. Ученик начинает изучать эту тему и на урок приходит уже мотивированным, ему хочется разобраться во всем до конца.

Конечно, не каждую тему можно так разобрать, но, если есть возможность, то это желательно. Когда дети приходят на урок и сами задают вопросы, то вместо объяснения темы у тебя появляется время на то, чтобы объяснить конкретные моменты, можно рассмотреть с детьми интересные факты и задачи.

— Сейчас пока все учатся очно, ходят в школы. Но у учеников и учителей уже был опыт дистанционного обучения — как Вы к нему относитесь? Можно ли полноценно учить детей дистанционно?

— Я думаю, нет. Для этого школьники недостаточно мотивированы. Сколько бы преимуществ не было у «перевернутого класса», который я практиковала и на удаленной работе, все равно ничто не заменит личных встреч учеников с учителем. Поддерживать онлайн-дисциплину крайне трудно. Дети могут не выполнять задания, оправдывая это любыми техническими причинами — не было интернета, картинка зависла, не мог перейти по ссылке. Конечно, мы, учителя, делаем все, что в наших силах, но полноценное образование онлайн получить в школе никак не получится.

— Вернемся к «Педагогу года». Какая была Ваша первая мысль, когда Вы поняли, что Вы — победитель «Учителя года-2020»?

— Я, конечно, обрадовалась. Почувствовала облегчение, что не подвела людей. В первую очередь подумала, конечно, о коллегах. Ведь я защитила честь школы. Ведь если меня выдвинули на звание лучшего учителя, значит, по мне во многом будут судить обо всех преподавателях школы. А следующие мои мысли были: значит, тогда, 15 лет назад, я была права? Моя методика действенная?

— А кто такой вообще, по-Вашему, учитель? Каким должен быть современный педагог?

— Я убеждена, что учитель, в первую очередь, не работа — призвание. Я считаю, что человек не может сам себя назвать учителем как таковым, нужно заслужить, чтобы так про тебя стали говорить другие. Это можно даже приравнять к званию. Только когда твои ученики скажут: «Это наш учитель!», можно будет понять, насколько твоя работа качественная.

Современный учитель, я думаю, должен быть гибким и современным. Прогресс идет, и уже просто прийти на урок и сухо рассказать какую-то тему — нельзя назвать преподаванием. В таком случае это не учитель по призванию, а педагог по профессии. Помимо того, что мы являемся носителями знаний, нам приходится также еще и быть наставниками, учить ребят самостоятельно принимать решения и так называемым «мягким навыкам».

— Расскажите, какая у Вас самая заветная мечта в профессиональном плане?

— Ближайшая – может даже не мечта, а сверхзадача – достойно выступить на региональном конкурсе «Учитель года-2021». А в перспективе — разработать свою собственную программу, как раз по методу «перевернутого класса» с примерами мотивационных задач и еще многими полезными подсказками и ссылками. Но для этого мне нужна помощь специалистов, чтобы собрать все свои наработки в единый и структурированный документ. В следующем году я планирую поступить в аспирантуру, надеюсь, мне удастся реализовать мои идеи. Методички для учителей, сборники интересных задач для учеников — сейчас я всем этим буквально горю, работаю над этим, мечтаю об этом. А если уже совсем про заветные и далекие мечты говорить, то я бы очень хотела открыть свою школу. А еще, я верю, что мой лучший урок – впереди!

Беседовала Юлия МУРАШОВА


#воскресенск #куйбышевец #новости #интервью #крупнымпланом #педагоггода

Комментарии закрыты.